Злой жук: найти и обезвредить!

 Ваш ребенок злится? Топает ногами, бросает на пол предметы, ругается, дерется, валяется на полу? Как вы реагируете на это? И вообще, что с этим делать?

Гнев — это вихрь, он рождается в ребенке не по его воле, начинает управлять им против его воли, и чем дальше ребенок в нем кружится, тем более неуправляемым становится. Будем не обращать внимание — он будет кружиться очень долго, будем отвечать тем же — ребенок испугается и в дальнейшем будет подавлять гнев, будем целовать — пойдем против своих чувств.

Что нужно сделать со злостью? Остановить и «заземлить». А на будущее научить ребенка с ней справляться. Как? Вам предложат считать до трех, колошматить подушку, поить валерьянкой. Но это же все неинтересно. Предлагаю поиграть в злого жука.

Итак, ваш ребенок в очередной раз начал исходить яростью. Представьте, что это не он виноват (он сам белый и пушистый), а просто к нему прилетел злой жук, которого нужно изгнать. Изгнание злого жука происходит в несколько этапов:

Шаг 1. Обозначить жука.

Древние говорили: «если вы знаете чье-то имя, то вы этим владеете». Ребенок не владеет своим гневом, потому что он понятия не имеет, что с ним происходит. Нужно, чтобы деть обозначил для себя то состояние, когда он злится. И вы ему в этом помогаете. Вы-то уже хорошо знаете его фокусы.

Вот он начал сучить руками, уже готов что-то бросить на пол. В это время вы вдруг говорите: «ой, к нам прилетел злой жук!» Ребенок в первый раз крепко озадачится и возможно вообще забудет, почему он злится. Вы остановите злость. Но злой жук — редкая сволочь, он прилетает еще и еще.

Подключите свою изобретательность: «Злой жук опять здесь?» «Надо же, мы его прогнали, а он опять тут как тут». Спустя некоторое время наблюдений за злым жуком  Полька (прим. – дочь автора статьи) уже сама отмечала: «Злой жук прилетел!».

И это — первая ступенька в развитии эмоционального интеллекта! Ведь один из его кирпичиков — способность понимать свои эмоции.

Шаг 2. Найти место дисклокации жука.

Какой частью тела вы злитесь? Я., например, злюсь головой: у меня начинают бегать мурашки. Полька злится руками. Каждая эмоция имеет свое размещение у нас в теле. Но детям это объяснять — нудно и неинтересно. У нас есть злой жук и мы должны его найти. И вот вы начинаете его искать вместе с ребенком. Где же он: в голове, в руках, в ушке, в ножках? Ребенок может включиться в поиск, а может и не включиться. Присмотритесь к своему злящемуся чаду внимательнее- в зависимости от его действий вы увидите, какой частью тела он злится. Если Поля сучит руками и все швыряет, то ясное дело, злой жучара — в руках. Если не можете определить — скажите, что не видите, где злой жук, но знаете, что он точно где-то здесь, «в моей деточке».

Шаг 3. Обезвредить жука.

Высший пилотаж для эмоционального интеллекта — умение управлять своими эмоциями. И этому мы начинаем учить детей.

Итак, вы выяснили, где находится злой жук. Что же мы будем делать со злым жуком? Собираем версии. Возможно ребенок сам подскажет, как с ним поступить. Но если дите продолжает драться, валяться и брыкаться, начинаем «зачистку» жука самостоятельно.

Можно на жука подуть, можно помахать волшебной палочкой, можно просто сказать: «уйди жук!» Ну и прибавить своего видения: «вот-вот уйдет», «уже бежит, только пятки сверкают». На этой стадии ребенок начинает потихоньку успокаиваться. Если еще не успокоился на предыдущих.

Шаг 4.  Инсталляция доброго жука.

Свято место пусто не бывает. Если злой жук ушел, а потом случайно заглянул и увидел место пустым, он вернется снова. Так что можно предложить вместо злого жука позвать доброго жука, а можно какую-то еще зверушку. Поля обычно говорит «мяу», подразумевая, что там кошечка. Хвалим это доброе создание — и отвлекаем ребенка на что-то позитивное.

Я вам гарантирую, это — волшебная техника. И вот спустя месяц наших игр со злым жуком Поля-псих уже во время очередного приступа злости сама потирала ладошки и прогоняла жука.

Несколько NB по злому жуку:

1)    С каждой секундой злости ребенок все больше теряет самоконтроль (и вы тоже теряете), так что обезвредить злого жука становится сложнее. Чем раньше начнете игру, тем лучше.

2)    Чем меньше возраст ребенка, тем больше вашей инициативы в обнаружении и поимке жука. Если ребенок старше, то инициативы больше у него.

3)    Можете поиграть в злого жука с мужем. Это весело и забавно!

4)    Когда видите, что кто-то злится, укажите на это ребенку: «кажется, к этому мальчику прилетел злой жук!» Таким образом мы развиваем у ребенка умение видеть эмоции других людей, это- также важная часть эмоционального интеллекта.

5)    О себе злящемся также можете сообщить ребенку, что и к вам прилетел злой жук. Прогоните вместе. Это развивает доверие и искренность между вами.

6)    Злой жук «катит» для дошкольников и младших школьников, потом уже желательно учиться называть эмоции своими именами.

7)    Вместо жука, сами понимаете, может быть любая другая зверюга. Ну а вместо злости может быть обида, раздражение, плаксивость и т.д. Но зверюга должна быть постоянной, чтобы ребенок ассоциировал ее с определенным состоянием.

8)    Если у вас не получается, пробуйте, экспериментируйте, только вы знаете, как лучше вашему ребенку.

Успехов вам в охоте на злого жука!

Автор статьи: психолог Инга Кузнецова

Специально для сайта http://www.odin-k-odnomu.ru

Оставить ответ